Александр Дьяков (daudlaiba) (daud_laiba) wrote,
Александр Дьяков (daudlaiba)
daud_laiba

Category:

Полисные общества

Комментарий на один комментарий

Полисные общества
(к прочтению)

Пожалуй, «замковый, краеугольный камень» проблемы социально-экономической типологии древнерусской циви­лизации, позволяющий наметить путь её определения, со­стоит в посылке об отсутствии в структуре древнерусской «государственности» отдельного от общества, так называе­мого, «аппарата принуждения». Письменные данные позво­ляют-таки сделать вывод о полном совпадении, так назы­ваемой, дру­жины, вокруг определения происхождения места и функций которой столетиями идет научная дискус­сия, с так называемой «гражданской общиной». То есть древнерусская дружина являлась не отдельным от обще­ства институтом, а его особым временным или перманент­ным со­стоянием, как и вообще любого коллек­тива, товари­щеского союза на Руси (наибо­лее близкие синонимы – обь­ство, брат­ство, товарищество), вплоть до личного двора князя с нанятыми по роте слугами.
Дружина, та­ким образом, состояла из младших «рядо­вых» членов общества, мужей, детских, холопов («анти­поды домохозяев»), отроков и старших, уважаемых, родови­тых, вятших, бояр «аристо­кратов». Как видно, но­менклатура «общест­венных классов» в Древней Руси была целиком унаследо­вана от родо­вого, родо-племенного, кровно-родственного об­щества, знающего возрастные классы, что не двусмыс­ленно ука­зывает нам на вели­чину преемственности древне­русских общественных струк­тур к общеславян­ским. Эта но­менк­латура соз­дает ощущение даже ка­кой-то нарочитой архаи­зированности – общество, земля, город, товари­щество как бы сравнивается с семьей, родом (вспомним неодно­кратные лето­писные володеючи каждо родом своим, воло­деючи сами собе), но что наверное обнаруживало в обще­стве оп­ределенный резонанс, отклик и несло в себе некий смысл.
Неслучаен и видимо то ли «народный», то ли «между­на­родно-интер­национальный», внеродовой, надродовой, «по­литический» об­лик на­званий крупнейших восточносла­вян­ских политий – Русь и Сло­вене/Новгород. В одном слу­чае не смотря на отчетливо славянскую фо­нологию имени оно справедливо возводится к названию рода инозем­цев, дей­ствительно обхаживавших трансъевропейские дороги и создате­лей Русской земли, и действительно называвшихся у разных, не­славян­ских народов Ρως, Ruotsi, Russ, ар-Рус и т.п. В другом случае сла­вянские рода воспроизводят исто­рически объединяющее их всех поня­тие и соз­дают бук­вально новый центр племенной структуры, обновляют ста­рую.
Итак, принятие такой типологии сразу вводит Русь в оп­ределенный контин­гент, боль­шой отряд исторических об­ществ, среди которых ока­жутся и средизем­номорские по­лисы, отряд (назовем его отрядом «по­лисных» обществ), ко­торый в свою очередь мо­жет очень ва­риативным во вре­мени и про­странстве Европы.
Subscribe

  • Бред собачий

    Комментарий на один комментарий Бред собачий (к прочтению)…

  • (no subject)

    Быдло в Интернете 49: qebedo — вошь лобковая, совершенно пиздоголовое насекомое werewolf 0001 — вошь лобковая, совершенно…

  • Заметки на руинах

    Заметки на руинах (к прочтению) Заголовок интернет-заметки ( matveychev_oleg ): Почему рух­нула Русь? Я: Во-первых…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments