Александр Дьяков (daudlaiba) (daud_laiba) wrote,
Александр Дьяков (daudlaiba)
daud_laiba

Category:

Великий змей

Заметки на полях прочитанного (Антонова Е.В. «Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии»)

Великий змей

Дерево с животным(и) или женщина с животным(и) - символы родо-племенной организации общества, где жи­вотные, одно или два (для дуально-родовой организации) представляют мужское воплощение коллектива (близнецы, Диоскуры, Гандхарвы, Ромул и Рем и т.п.). Таким образом, подобные изображения можно назвать «гербом» первобыт­ного общества, строящимся по вполне однообразной, сход­ной модели, где меняются только кон­кретные персонажи – козлы, быки, бараны, леопарды, олени, змеи и т.п. Воз­можно, что более архаичные изобра­зительные схемы со­стоят из двух женских персонажей (даже без зооморфного сопровождения) или двух самок животных, отражающих та­ким образом более последовательно концепт матрилиней­ности. Ведь ввиду своей все-таки большей физической оче­видности, наглядности материнство раньше отцовства влияло на формирование и характер социальных связей и структур, издавна традиционализирующихся и стереотипи­зирующихся, доминирующих до технологических интенси­фикаций хозяйства энеолита-бронзы, сопровождающихся выделением и сложных мужских ремесел.
Змей и бык и они же – Велес и Перун – пара родовых предков племени? Змееборческий миф, конфликт богов – неолитическая, позднепервобытная, патриархального этапа переработка («фольклорная» или «неофольклорная») ран­непервобытных представлений, того же типа что и ссора Рома и Рема, когда наличие двух первопредков становилось избыточным, непонятным и от одного из них разными пу­тями общественное сознание избавлялось? Например, бык побеждает змея ввиду своего естественного физического превосходства, к тому же он более перспективный муж для коровы и вместе они в сравнении со змеем представляют собой заметно бóльшую материальную ценность для неоли­тических обществ. Хотя ещё у трипольцев проживавших стабильно почти два с половиной тысячелетия на одной территории (между Карпатами и Днепром) ужики (два ужика?) пользо­вались повышенным общественным призре­нием. К этим же временам могут восходить и «домоводче­ские» функции ужика в фольклоре европейцев и мотив змея запряженного в плуг, как интерпретации змея рою­щего (ролющего) землю.
Subscribe

  • Бред собачий

    Комментарий на один комментарий Бред собачий (к прочтению)…

  • (no subject)

    Быдло в Интернете 49: qebedo — вошь лобковая, совершенно пиздоголовое насекомое werewolf 0001 — вошь лобковая, совершенно…

  • Заметки на руинах

    Заметки на руинах (к прочтению) Заголовок интернет-заметки ( matveychev_oleg ): Почему рух­нула Русь? Я: Во-первых…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments